(19.05.1611, Комо - 12.08.1689, Рим; до избрания папой - Бенедетто Одескальки), блж. Римско-католической Церкви (пам. 12 авг.), папа Римский (с 21 сент. 1676). Происходил из богатой и знатной семьи; его отец Ливио Одескальки был банкиром. Бенедетто получил образование в иезуитской коллегии г. Комо. После того как в дек. 1622 г. умер отец, а осенью 1630 г., во время эпидемии чумы,- мать, заботы о юноше взял на себя его дядя Папирио, по настоянию к-рого Б. Одескальки переехал в Геную и там помогал родственнику в управлении семейным капиталом. После смерти дяди (1632) он еще нек-рое время был вынужден заниматься его делами, но потом вернулся в Комо, где поступил на гражданскую службу. 20 окт. 1635 г. стал командиром когорты городской милиции.
В 1636 г. Б. Одескальки посетил Рим: по поручению Г. де Гусмана, гр.-герц. де Оливареса, губернатора Милана (город находился тогда под властью Испании), он привез письмо для испан. кард. Альфонсо Куэва Бенавидес-и-Мендоса Каррильо. Произведя на кардинала хорошее впечатление уровнем знаний, Б. Одескальки обрел в его лице покровителя, к-рый убедил его продолжить обучение. Изучал право сначала в Риме, в ун-те Сапиенца, затем в Неаполе. 21 нояб. 1639 г. в Неаполе получил степень доктора гражданского и канонического права (in utroque iuro). 18 февр. 1640 г. стал клириком Римско-католической Церкви (принял тонзуру).
По возвращении в Рим Б. Одескальки был представлен кард. Франческо Барберини, племяннику папы Урбана VIII, и кард. Джованни Баттисте Памфили (буд. папа Иннокентий X), впосл. покровительствовавшим ему. 15 мая 1640 г. папа Урбан VIII назначил Б. Одескальки, не имевшего священнического сана, апостольским протонотарием, а в 1642 г.- референдарием Верховного суда апостольской сигнатуры и сигнатуры милости (см. ст. Трибуналы Римско-католической Церкви). Во время 1-й войны за герц-ство Кастро, к-рую при Урбане VIII Папское гос-во вело против семейства Фарнезе, Б. Одескальки был назначен комиссаром по сбору налогов в обл. Марке. В сент. 1644 г. папа Иннокентий Х сделал Б. Одескальки клириком апостольской палаты (camera apostolica) и в том же году назначил губернатором пров. Мачерата в Папском гос-ве. На тайной консистории 6 марта 1645 г. папа возвел Б. Одескальки, все еще не имевшего сана священника, в достоинство кардинала-диакона, а 24 апр. пожаловал ему диаконию святых Космы и Дамиана. 22 янв. 1647 г. кард. Б. Одескальки получил должность префекта сигнатуры бреве (Signatura brevium), а 15 июня 1648 г.- папского легата в Ферраре.
4 апр. 1650 г. папа Иннокентий X назначил кард. Б. Одескальки епископом Новары. 20 нояб. того же года в часовне архиепископского дворца Феррары состоялось рукоположение во пресвитера; епископскую хиротонию 29 янв. 1651 г. в кафедральном соборе св. Георгия в Ферраре возглавил архиеп. Феррарский кард. Франческо Мария Макиавелли. В марте 1654 г. епископ отправился в Рим ad limina apostolorum и в Новару не вернулся. После смерти Иннокентия X и избрания на Папский престол кард. Фабио Киджи (папа Александр VII) кард. Б. Одескальки остался в Риме и вскоре был освобожден от должности епископа Новары (вместо него на эту кафедру в марте 1656 был назначен его брат бенедиктинец Джулио Одескальки). 21 апр. 1659 г. папа Александр VII возвел Б. Одескальки в достоинство кардинала-пресвитера рим. ц. св. Онуфрия. С 12 янв. 1660 по 24 янв. 1661 г. камерленго коллегии кардиналов
.Строгость нрава и аскетизм Б. Одескальки, вероятно, стали причиной того, что его кандидатура была отклонена на конклаве 20 дек. 1669 - 26 апр. 1670 г.: кард. Эмманюэль Теодоз де Ла Тур де Буйон убедил франц. кор. Людовика XIV воспользоваться правом вето против Б. Одескальки. Однако на следующем конклаве, в 1676 г., он получил абсолютное большинство голосов (представители франц. короля, стремившегося не допустить избрания на Римский престол происпански настроенного кандидата, согласились на кандидатуру Б. Одескальки). На этом конклаве впервые образовалась группа кардиналов, выступавшая против к.-л. политической ориентации буд. папы, к-рый, по их мнению, должен был максимально сосредоточиться на решении пастырских задач Римско-католической Церкви. Избранный 21 сент. 1676 г. папой Римским Б. Одескальки принял имя Иннокентий XI в память о папе Иннокентии Х. Коронация нового папы состоялась в соборе св. Петра 4 окт. 1676 г.; 8 нояб. прошла интронизация И. в Латеранской базилике. Став папой, И. отказался от системы непотизма и не назначал кардинала-непота. Проводником внутренней и внешней политики Папского гос-ва при И. стал кард. Альдерано Чибо, 23 сент. 1676 г. назначенный гос. секретарем (сохр. пост до смерти И.). Папа конституцией «Romanus Pontifex» от 1 апр. 1678 г. провел реформу секретариата: были созданы секретариат бреве (ординарных) и секретариат бреве для правителей.
Причиной обострения отношений папы с франц. кор. Людовиком XIV стал вопрос о получении доходов с франц. еп-ств, кафедры к-рых оказывались вакантными. Согласно нормам Болонского конкордата 1516 г., доходы с вакантных епископских кафедр на территории королевского домена поступали в королевскую казну (т. н. светская регалия), кроме того, король имел право назначать прелатов на вакантные высшие церковные должности и по своему усмотрению жаловать церковные бенефиции (т. н. духовная регалия; за Римским папой сохр. право утверждать назначения). Декларациями 1673 и 1675 гг. король распространил право регалии и на территории, присоединенные к Франции после 1516 г. Занимавший в то время Римский престол папа Климент X, вероятно опасаясь вражды с Людовиком XIV, не опротестовал действий короля. Однако в 1676 г. к недавно избранному на Папский престол И. с жалобой на монарха обратились 2 прелата Юж. Франции - еп. г. Алет (ныне Алет-ле-Бен) Никола Павийон и еп. г. Памье Франсуа Этьен де Коле, сторонники янсенизма. Папа, принявший апелляцию епископов (за что был обвинен в приверженности к янсенизму), расценил действия короля как узурпацию прав католич. Церкви и в ряде бреве (1678, 1679, 1680 гг.) призвал Людовика XIV отменить декларации о регалии. Действия короля, однако, получили одобрение ассамблеи франц. духовенства (1681-1682). Ассамблея духовенства подтвердила претензии короля на светскую регалию, а 19 марта 1682 г. приняла состоявшую из 4 статей «Декларацию духовенства Франции о церковной власти» (Declaratio Cleri gallicani de ecclesiastica potestate), к-рая стала манифестом галликанизма. В «Декларации...» высказывалась идея ограничения папской власти в католич. Церкви: папе принадлежало главное слово в вопросах веры, но его решение не являлось окончательным, если оно не было подкреплено согласием всей Церкви. Бреве от 11 апр. 1682 г. папа осудил «Декларацию...». Кроме того, И. отказался утверждать предлагаемых Людовиком XIV кандидатов на епископские кафедры. К 1689 г. кафедры более 30 франц. еп-ств оставались вакантными. Несмотря на конфликт с франц. королем, 13 дек. 1685 г. И. направил Людовику XIV приветственное послание, в к-ром высоко оценил королевский эдикт, подписанный в Фонтенбло (17 окт. 1685), о ревокации (отмене) Нантского эдикта 1598 г., в свое время гарантировавшего свободу исповедания франц. гугенотам.
12 мая 1687 г. папа буллой «Cum alias» отменил ряд постановлений (1552, 1561, 1572, 1585 гг.), согласно к-рым представительства иностранных гос-в в Риме (не только здания посольств, но и территории вокруг них) обладали особым, автономным статусом, что выводило эти владения, часто становившиеся пристанищем для бродяг, мошенников и разбойников, из власти папы. Венецианская республика, Испания и Франция выразили протест против папского решения, но затем все страны, кроме Франции, согласились с ним, отступив перед чрезвычайными мерами (в т. ч. церковным отлучением), к-рые папа готов был принять для исполнения буллы. Новый франц. посол А. Ш. де Бомануар, маркиз де Лаварден, прибыл в Рим 16 нояб. 1687 г. в сопровождении многочисленной охраны и стал добиваться аудиенции у папы с требованием отменить решение от 12 мая 1687 г., выполнять к-рое он отказался. Папа отлучил маркиза от причастия. Однако на рождественской мессе тот проигнорировал запрет, а духовенство франц. ц. св. Людовика в Риме допустило де Лавардена к таинству. 26 дек. 1687 г. папа наложил на храм интердикт. Людовик XIV, расценив действия папы как оскорбление, занял нек-рые территории, принадлежавшие Папскому гос-ву. Посла, так и не принятого папой, отозвали в Париж в апр. 1689 г. Конфликт был урегулирован уже после смерти И.
На понтификат И. пришлось краткое возрождение католичества в Англии, где вступивший на престол в 1685 г. кор. Яков II декретом от 4 апр. 1687 г. отменил изданный кор. Елизаветой I Тюдор эдикт против католиков. Однако реставрация католич. Церкви в Англии оказалась непродолжительной: король-католик был свергнут в ходе «Славной революции» (1688).
Крупным внешнеполитическим успехом И. стала мобилизация сил христ. Европы перед тур. вторжением. 14 июля 1683 г. тур. армия осадила Вену. Решающая битва армии, состоявшей из польск., австр., саксон., баварских, франконских и швабских солдат во главе с польск. кор. Яном III Собеским, с тур. войсками под командованием везира Кара-Мустафы (1634/35-1683) состоялась 12 сент. 1683 г. и закончилась разгромом мусульман под Веной, что остановило османское продвижение в Европу. В память об этой победе И. по примеру папы Римского Пия V, установившего в честь одержанной флотом христ. гос-в победы над турками в 1571 г. при Лепанто праздник Богородицы Победы, назначил на воскресенье в октаве Рождества Пресв. Богородицы праздник Имени Марии (впосл. закреплен на 12 сент.). И. выступил с инициативой создания Свящ. лиги, целью которой была борьба с Османской империей. В созданную в 1684 г. Священную лигу вступили Священная Римская империя, Речь Посполита и Венецианская республика. После заключения Вечного мира с Речью Посполитой (6(16) мая 1686) против турок выступила и Россия (походы 1687 и 1689 гг. под командованием кн. В. В. Голицына против Крымского ханства). Фактически Россия была связана союзными обязательствами лишь с одним членом Лиги - Речью Посполитой, однако, согласно ст. 13 заключенного в 1686 г. договора, ни Речь Посполита, ни ее союзники ни при каких обстоятельствах без ведома и участия России не могли заключить мир с Турцией (Русские грамоты кон. XVII в.: (Док-ты австр. гос. архива) // Вопросы истории. М., 1972. № 6. С. 99).
Во внутрицерковной политике И. стремился к упрочению церковной дисциплины и к единству католич. вероучения. На понтификат И. приходится широкая полемика по вопросу о частоте причащения (см. в ст. Евхаристия). Янсенисты среди прочего защищали тезис о возможности духовника ради блага исповедующегося и ради блага всей Церкви использовать информацию, полученную на исповеди (это положение осуждено решением Конгрегации рим. инквизиции от 19 нояб. 1682). Кроме того, янсенисты отстаивали идею, что отпущение грехов, полученное после исповеди, становится действительным лишь по исполнении наложенной епитимии (осуждено папой 3 апр. 1685). Противоположной янсенизму крайностью в XVII в. стало учение лаксизма, характеризовавшееся снисходительностью к человеческому несовершенству и минимализмом в области нравственных требований. Буллой «Sanctissimum Dominus» от 4 марта 1679 г. И. осудил 65 положений лаксистской морали. В 1678 г. иезуиты, противники квиетизма, стали инициаторами инквизиционного процесса против испан. пресв. Мигеля де Молиноса, автора опубликованного в 1675 г. соч. «Духовный проводник» (Guía espiritual) (одним из учеников де Молиноса считался И.). 18 июля 1685 г. де Молинос был арестован по обвинению в аморальном поведении, 28 авг. 1687 г. осужден Конгрегацией римской инквизиции. 3 сент. де Молинос в рим. ц. Санта-Мария сопра Минерва публично отрекся от своих взглядов. Папской буллой «Coelestis Pastor» от 20 нояб. 1687 г. квиетизм как учение был осужден; де Молинос приговорен к пожизненному заключению.
18 авг. 1678 г. И. по просьбе китайских католиков провозгласил св. Иосифа небесным покровителем Китая. По аналогичной просьбе Испании св. Иосиф был объявлен покровителем и этой страны (19 апр. 1679). В 1679 г. И. беатифицировал испан. миссионера в Лат. Америке архиеп. Лимы Торибио Альфонсо де Могровехо-и-Робледо (1538-1606; канонизирован в 1726), подтвердил почитание 5 блаженных Римско-католической Церкви: Амадея IХ Савойского (1435-1472), Юлианы Фальконьери (1270-1341; канонизирована в 1737), Симона из Липницы (1435-1482; канонизирован в 2007), Петра Арменголя (1238-1304) и Антония Стронконе (1381-1461). 10 марта 1681 г. И. внес в общецерковный католич. календарь под 31 авг. память католич. св. Раймонда Нонната (1200-1240; вместе с Петром Ноласко он основал орден, занимавшийся выкупом христиан из плена).
Скончался в папском Квиринальском дворце; погребен в соборе св. Петра. В 1697-1704 гг. там была установлена усыпальница-памятник (худож. К. Маратта, скульптор П. Э. Монно).
Широко распространившееся почитание И. позволило начать процесс беатификации через 2 года после его смерти. Из-за недовольства Франции беатификационный процесс прервали. В кон. XIX в. жизнь и деятельность И. изучал доминиканец Дж. Бертье. Папа Лев XIII не счел возможным возобновить офиц. процесс, т. к. полагал, что расходы по его проведению должна взять на себя семья Одескальки, представители к-рой в свою очередь считали, что расходы должен нести Папский престол. Процесс беатификации завершился в 1956 г., при Пии XII.
Хотя в понтификат И. политическая активность Папского престола в Вост. Европе была связана прежде всего с формированием антитур. коалиции европ. гос-в, значительное внимание папа уделял деятельности униат. Церкви в Речи Посполитой и на Украине, о чем свидетельствует его дипломатическая переписка. Из донесений нунциев И. было известно о намерении тур. султана Мехмета IV создать для гетмана Ю. Хмельницкого на территории Украины «княжество Малая Сарматия» (или «Роксоляния»), к-рое находилось бы в вассальной зависимости от Османской империи. Политика И., как и его предшественников на Папском престоле, была направлена на подчинение Риму правосл. населения через тайно принявших унию епископов. Важным шагом в этом направлении были решения польск. сейма 1676 г.: православным запрещались к.-л. контакты с К-польским патриархом, ставропигийные братства должны были подчиняться епархиальным архиереям. В дек. 1676 г. И. направил в нунциатуру в Варшаве 24 послания, адресованные польск. кор. Яну III Собескому и наиболее влиятельным лицам Речи Посполитой: примасу, епископам, сенаторам и членам Посольской избы, требуя от короля аннулировать все привилеи, выданные властью православным. Но власти Речи Посполитой избрали иной способ действий, стараясь возводить на правосл. кафедры людей готовых (тайно) принять унию. 7 марта 1677 г. в Варшаве в присутствии униатского митр. Киприана Жоховского и польск. кор. Яна III Собеского правосл. еп. Львовский Иосиф (Шумлянский) тайно произнес исповедание католич. веры и сообщил папе о намерении сохранять свое присоединение к унии в тайне. В послании от 11 сент. 1677 г. И., плохо ориентировавшегося в ситуации, к-рая заставляла епископов временно скрывать свой переход в унию, выразил одобрение по поводу действий еп. Иосифа и призвал того публично объявить о переходе в унию (открытое присоединение к унии Иосифа (Шумлянского) и Львовской епархии состоялось в 1700). Кроме того, Шумлянский был нужен кор. Яну III Собескому как правосл. иерарх для переговоров с казаками.
Вдохновляемый И. кор. Ян III Собеский активно способствовал передаче правосл. епископских кафедр в Речи Посполитой сторонникам унии. Так, при содействии Иосифа (Шумлянского) на правосл. Перемышльскую кафедру был поставлен Иннокентий (Винницкий), к-рый в окт. 1679 г. также тайно перешел в унию. Кроме того, кор. Ян III Собеский попытался радикально решить проблему присоединения православных к унии. В 1677 г. сенат Речи Посполитой издал постановление о созыве общего православно-униат. собора, задачей к-рого должно было стать прекращение религ. споров. Папа высказался против обсуждения вероучительных вопросов на соборе с участием православных. Тем не менее осенью 1679 г. король подписал универсал, содержавший приглашение правосл. и униат. представителям прибыть 24 янв. 1680 г. в Люблин. Униат. делегацию возглавил митр. К. Жоховский, православную - еп. Луцкий и Острожский Гедеон (Святополк-Четвертинский), еп. Львовский Иосиф (Шумлянский) и нареченный еп. Перемышльский Иннокентий (Винницкий). 26 янв. 1680 г. К. Жоховский получил от папского нунция в Варшаве послание, в к-ром еще раз напоминалось о запрете, наложенном Римом на переговоры, касавшиеся вопросов вероучения. В свою очередь правосл. делегация отказывалась участвовать в переговорах без согласия К-польского патриарха. На участии в переговорах вост. патриархов настаивала и православная волынская шляхта. Против съезда выступили прибывшие в Варшаву московские послы.
Хотя торжественное открытие встречи в Люблине состоялось, кор. Ян III Собеский отправил К. Жоховскому послание с предложением отложить совместное собрание. Отношение короля к переговорам изменилось из-за обострения политической ситуации и новых наступлений турок в Европе. Стремясь привлечь к антиосманской коалиции укр. казачество и Московское гос-во, польск. король отказался от попыток побудить православных к унии, что могло оттолкнуть их от участия в борьбе с турками. В этих условиях И. также предпочел униональным проектам возможность привлечь правосл. укр. казаков к военным действиям против турок. В нач. 1681 г. И. выделил 1 млн золотых флоринов на военные нужды, из них 600 тыс. предназначалось на вооружение казаков. В июне 1683 г. папский нунций в Варшаве вновь передал кор. Яну III Собескому значительную денежную сумму (ок. 270 тыс. флоринов) для содержания в течение 9 месяцев казачьего войска численностью 3 тыс. сабель. Казачий корпус, формировавшийся на средства Папского престола, включал 7 полков, состоявших из 23 сотен. В июле 1683 г. И. выделил укр. казакам еще 100 тыс. флоринов (половина суммы предназначалась запорожцам, которые должны были совершить отвлекающий набег на Крым). Основная часть казаков приняла участие в походе на Вену, где в кон. 1683 г. потерпела поражение тур. армия.
В янв. 1684 г., уже после победы над турками под Веной, И. выделил еще 450 тыс. флоринов на формирование нового казачьего войска, призванного действовать против турок и крымских татар в Молдавии и Валахии. 2 февр. того же года довольный результатами политики в отношении казаков папа отслужил в капелле Апостольского дворца в Риме благодарственный молебен по случаю одержанных побед над турками.
Между тем казаки, получавшие жалованье из папской казны опосредованно, через королевское правительство Речи Посполитой, были не слишком довольны доходившими до них суммами, подозревая поляков в утаивании денег, и весной 1684 г. они подняли мятеж, в ходе к-рого сместили и казнили гетмана С. Куницкого, избрав вместо него А. Могилу. В этих условиях нунциатура в Варшаве приняла решение поддерживать отношения с казаками напрямую, через ректора Львовской католич. ДС театинца Франциска Бонесану. При этом также имелось в виду, что щедрость папского эмиссара должна сыграть определенную роль и в привлечении правосл. казаков к унии. Бонесана совершил поездку в расположение казачьих войск, привез им деньги и оружие. Он доставил нунцию письмо от казаков, адресованное И., в котором они выразили благодарность за полученное от папы содержание. В июле 1684 г. И., отвечая на обращение к нему гетмана А. Могилы, послал благословение ему и его войску.
И. продолжал настаивать на необходимости открытого объявления о переходе в унию правосл. епископов - Иосифа (Шумлянского), еп. Львовского, и Иннокентия (Винницкого), еп. Перемышльского, к-рые, помимо того что не были уверены в поддержке паствы, не желали входить в существовавшие структуры Киевской и Перемышльской униат. митрополий. По обещанию короля, к-рое было подтверждено И., епископы Львовский и Перемышльский после обнародования своего перехода в унию должны были подчиняться не Киевскому митр. К. Жоховскому, а непосредственно папе Римскому (эти решения не вступили в действие). Также папой было принято решение о том, что до перевода униат. Перемышльского митр. Иоанна Малаховского на др. кафедру каждый из 2 униат. епископов Перемышльских будет управлять той частью епархии, к-рая находилась в их власти до присоединения Иннокентия (Винницкого) к унии. 26 марта 1681 г. в Варшаве в присутствии кор. Яна III Собеского, униат. митр. К. Жоховского, Киевского католич. еп. Станислава Витвицкого и папского нунция епископы Иосиф (Шумлянский) и Иннокентий (Винницкий), а также архимандрит Уневского мон-ря Варлаам (Шептицкий) официально объявили о своем переходе в унию, однако вновь просили сохранить это в тайне. 27 марта епископы направили послание И., где сообщили о своем присоединении к унии. При передаче Луцкой кафедры в 1685 г. брату Иосифа (Шумлянского) Афанасию (Шумлянскому) оба принесли присягу папскому нунцию, обещав со временем публично заявить о подчинении папе Римскому. Но епископскую хиротонию Афанасия (Шумлянского) совершил Досифей, митр. Сучавский.
И. пришлось вмешаться в конфликт между униат. митр. К. Жоховским и орденом василиан. В 1674-1675 гг. К. Жоховский добровольно отказался возглавлять орден, уступив эти функции протоархимандриту, избираемому из числа монахов-василиан, и гарантировал свое невмешательство во внутренние дела ордена. Однако на капитуле в Минске в 1683 г. униат. митрополит потребовал избрать себя протоархимандритом, чтобы вернуться к прежней практике управления орденом. Он также попытался отстранить пожизненно избранных консульторов и генерального секретаря ордена. Представители василиан обратились к И. с жалобой на действия митрополита и добились отмены решений Минского капитула. Папа обязал К. Жоховского и василиан провести при участии папского нунция в Речи Посполитой новый капитул и избрать протоархимандрита из числа монахов. Тем не менее в марте 1684 г. в Новогрудке капитул был проведен сторонниками К. Жоховского без участия нунция вопреки его прямому запрету. Капитул также был признан И. незаконным, а результаты проведенных на нем выборов аннулированы. Лишь 1-10 авг. 1686 г. в Новогрудке состоялся капитул при участии папского нунция в Речи Посполитой О. Паллавиччини, к-рый принял решения, позволившие стабилизировать отношения между митрополитом и орденом. В дальнейшем эти решения стали основой организации василианского ордена (управляет орденом протоархимандрит, избираемый из монахов сроком на 4 года, митрополиту и епископам воспрещается возглавлять орден). Др. аспектом отношений василиан и униат. епископата были споры по поводу греч. обряда: василиане хотели заменить его латинским, против чего возражали и униат. иерархи, и король, жалуясь на членов ордена в Рим.